35
Конвенция Принята /
вступила в силу Подписано КР (год) Озоновые задачи
использование всех
водно-болотных
угодий посредством
местных и
национальных
действий и
международного
сотрудничества для
достижения
устойчивого развития
Базельская конвенция 1989/1992 1996 Регулирование,
сокращение и
ограничение
трансграничного
перемещения
опасных отходов.
Стокгольмская конвенция
о стойких органических
загрязнителях
2001/2004 2003 Устранение или
ограничение
производства
загрязняющих
веществ. и
использование
стойких органических
загрязнителей
Роттердамская
конвенция о процедуре
предварительного
обоснованного согласия
в отношении отдельных
опасных химических
веществ и пестицидов в
международной торговле
2004 1999 Продвижение
коллективной
ответственности в
отношении импорта
отдельных опасных
химических веществ.
121. Охраняемые территории. В законодательстве КР предусмотрены четыре
класса охраняемых территорий национального значения, а именно:
• Государственные природные заповедники, в которых запрещена любая
хозяйственная или иная деятельность, нарушающая природную среду;
• Природные парки, в которых режим охраны (заповедник, рекреационная зона
и т.д.) зависит от его природоохранной и экологической уязвимости.
• Памятники природы и геологические заповедники, доступ к которым
разрешен, хотя некоторые виды деятельности (например, кемпинг,
разведение костров и т. д.) могут быть запрещены.
• Заповедники, которые создаются для защиты отдельных компонентов на
большей территории (например, лесные заповедники, зоологические
заповедники).
122. На территории Иссык-Кульской области имеются примеры большинства
вышеупомянутых национальных типов охраняемых территорий, а также две
охраняемые территории международного уровня: Иссык-Кульское Рамсарское угодье
и Иссык-Кульский биосферный заповедник (ИБЗ).
123. Биосферная территория Иссык-Куля (БТИ) и препятствия в развитии
Иссык-Куля. БТИ охватывает всю территорию Иссык-Кульской области. Хартия
ЮНЕСКО исходя из физико-экологических условий и разрешенных видов
землепользования определяет только тип освоения, разрешенный в каждой из зон
(основная, санитарная, переходная и реабилитационная зона).
Конвенция Принята /
вступила в силу Подписано КР (год) Озоновые задачи
использование всех
водно-болотных
угодий посредством
местных и
национальных
действий и
международного
сотрудничества для
достижения
устойчивого развития
Базельская конвенция 1989/1992 1996 Регулирование,
сокращение и
ограничение
трансграничного
перемещения
опасных отходов.
Стокгольмская конвенция
о стойких органических
загрязнителях
2001/2004 2003 Устранение или
ограничение
производства
загрязняющих
веществ. и
использование
стойких органических
загрязнителей
Роттердамская
конвенция о процедуре
предварительного
обоснованного согласия
в отношении отдельных
опасных химических
веществ и пестицидов в
международной торговле
2004 1999 Продвижение
коллективной
ответственности в
отношении импорта
отдельных опасных
химических веществ.
121. Охраняемые территории. В законодательстве КР предусмотрены четыре
класса охраняемых территорий национального значения, а именно:
• Государственные природные заповедники, в которых запрещена любая
хозяйственная или иная деятельность, нарушающая природную среду;
• Природные парки, в которых режим охраны (заповедник, рекреационная зона
и т.д.) зависит от его природоохранной и экологической уязвимости.
• Памятники природы и геологические заповедники, доступ к которым
разрешен, хотя некоторые виды деятельности (например, кемпинг,
разведение костров и т. д.) могут быть запрещены.
• Заповедники, которые создаются для защиты отдельных компонентов на
большей территории (например, лесные заповедники, зоологические
заповедники).
122. На территории Иссык-Кульской области имеются примеры большинства
вышеупомянутых национальных типов охраняемых территорий, а также две
охраняемые территории международного уровня: Иссык-Кульское Рамсарское угодье
и Иссык-Кульский биосферный заповедник (ИБЗ).
123. Биосферная территория Иссык-Куля (БТИ) и препятствия в развитии
Иссык-Куля. БТИ охватывает всю территорию Иссык-Кульской области. Хартия
ЮНЕСКО исходя из физико-экологических условий и разрешенных видов
землепользования определяет только тип освоения, разрешенный в каждой из зон
(основная, санитарная, переходная и реабилитационная зона).
36
124. На Рис. 4 показано зональное деление Иссык-Кульской биосферной
территории на основе Комплексного плана развития Иссык-Кульской зоны. Участок
КОС и планируемые канализационные сети расположены в пределах
реабилитационной зоны, что было подтверждено Генеральной Дирекцией ИБЗ. На
сегодняшний день, ГД БТИ проводит ревизию зон биосферной территории, работа еще
не завершена. Точная карта с указанием границ различных зон еще не подготовлена.
Вопросы в развития ИК регулируется Постановлением Правительства КР за № 271 от
июля 1995 г. В Положении о водоохранных зонах озер, рек и каналов указываются
препятствия в развитии в зависимости от вида землепользования, типа водного
объекта и объема удерживаемой воды. Для Иссык-Куля, с приблизительным объемом
воды 1738 км3, юридическим препятствием является запрет на осуществление любой
сельскохозяйственной деятельности в 500 м и 100 м для развития коммерческого
туризма, как например, строительство гостиниц и гостевых дома. В Положении
имеются неточности, дублирование и неточности при определении границ.
Рисунок 4: Разделение Иссык-Кульской биосферной территории на зоны
125. Санитарно-защитная зона. Действующие санитарно-эпидемиологические
нормы и правила, «санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
сооружений, предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.11.006-03)
требуют создания санитарно-защитных зон (СЗЗ) вокруг КОС и насосных станций в
целях для защиты населения в первую очередь от воздействия загрязняющих веществ
в воздухе. Согласно таблице. Приложения 3 СанПиН КР «Санитарно-защитные зоны
и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»,
утвержденного постановлением Правительства КР от 11 апреля 2016 года № 201 «Об
утверждении нормативных правовых актов в сфере общественного
здравоохранения», СЗЗ с расчетной производительностью КОС более 5 и до 50 тыс.
м3/сут составляет 400 м2.
126. Департамент профилактики заболеваний и санитарно-эпидемиологического
надзора при Министерстве здравоохранения КР выдал разрешение на СЗЗ для
Чолпон-Атинского КОС в декабре 2019 года. Согласно этому разрешению, СЗЗ
станции КОС находится на расстоянии 100 м от центра станции и входит в ее границы.
124. На Рис. 4 показано зональное деление Иссык-Кульской биосферной
территории на основе Комплексного плана развития Иссык-Кульской зоны. Участок
КОС и планируемые канализационные сети расположены в пределах
реабилитационной зоны, что было подтверждено Генеральной Дирекцией ИБЗ. На
сегодняшний день, ГД БТИ проводит ревизию зон биосферной территории, работа еще
не завершена. Точная карта с указанием границ различных зон еще не подготовлена.
Вопросы в развития ИК регулируется Постановлением Правительства КР за № 271 от
июля 1995 г. В Положении о водоохранных зонах озер, рек и каналов указываются
препятствия в развитии в зависимости от вида землепользования, типа водного
объекта и объема удерживаемой воды. Для Иссык-Куля, с приблизительным объемом
воды 1738 км3, юридическим препятствием является запрет на осуществление любой
сельскохозяйственной деятельности в 500 м и 100 м для развития коммерческого
туризма, как например, строительство гостиниц и гостевых дома. В Положении
имеются неточности, дублирование и неточности при определении границ.
Рисунок 4: Разделение Иссык-Кульской биосферной территории на зоны
125. Санитарно-защитная зона. Действующие санитарно-эпидемиологические
нормы и правила, «санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
сооружений, предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.11.006-03)
требуют создания санитарно-защитных зон (СЗЗ) вокруг КОС и насосных станций в
целях для защиты населения в первую очередь от воздействия загрязняющих веществ
в воздухе. Согласно таблице. Приложения 3 СанПиН КР «Санитарно-защитные зоны
и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»,
утвержденного постановлением Правительства КР от 11 апреля 2016 года № 201 «Об
утверждении нормативных правовых актов в сфере общественного
здравоохранения», СЗЗ с расчетной производительностью КОС более 5 и до 50 тыс.
м3/сут составляет 400 м2.
126. Департамент профилактики заболеваний и санитарно-эпидемиологического
надзора при Министерстве здравоохранения КР выдал разрешение на СЗЗ для
Чолпон-Атинского КОС в декабре 2019 года. Согласно этому разрешению, СЗЗ
станции КОС находится на расстоянии 100 м от центра станции и входит в ее границы.
37
127. Существующие КОС не имеют активной биологической очистки, и сточные воды
сбрасываются со всеми загрязняющими веществами. Как уже было сказано,
утвержденная СЗЗ для Чолпон-Атинской очистной станции сточных вод находится в
100 м от центра участка, на который возводится объект. Об этом говорится в письме
СЭР Минздрава: «Согласно расчетным данным, размер СЗЗ может быть установлен
на расстоянии до 100 м от центра участка». Основным критерием при установлении
СЗЗ размером 70–100 м было обеспечение предельно допустимых концентраций
(ПДК) H₂S (сероводорода), NH₂ (аммиака), CH₂ (метана), CH₂SH (метилмеркаптана) на
уровне, утвержденном в Заключении Минздрава. По словам эксперта, разработавшего
проект СЗЗ для Чолпон-Атинской КОС, и после проверки в Google Earth, границы СЗЗ
будут находиться на территории КОС. Ближайшие жилые дома находятся на
расстоянии более 100 м от центра участка.
128. Использование сточных вод и их осадков в сельском хозяйстве. В КР
разрешается использование сточных вод и их осадков, обрабатываемых КОС, в
сельском хозяйстве, но в обязательном порядке должны проводится программы
испытаний Государственной службой экологической и технической безопасности при
МПРЭТН КР (Госэкотехинспекция) и Государственной санитарно-эпидемиологической
станцией Министерства здравоохранения (МЗ) в г.Чолпон-Ата.
129. Места использования сточных вод и их осадков должны проходить испытания
согласно различным графикам работы, определенным в Приказа по проведению
санитарно-гельминтологических исследований, МЗ КР, январь 2011 г. Ожидается, что
предлагаемый новый КОС будет вырабатывать до тысячи кг осадков в день. На основе
метода «IFAS», и путем хлорирования (при необходимости), длительного хранения и
обезвоживания, осадки преобразуются в улучшитель качества почвы (удобрение) или
вспомогательное вещество для почв без запаха. Для обеспечения законности таких
мер, МП «Водоканал» должно запросить проведение испытаний осадков в
соответствии с инструкциями, определенными выше, и провести их в четырем
различным направлениям, а именно: населенные пункты (полив зеленых угодий),
естественные водотоки, орошаемые поля и пруды-накопителя. Кроме того, в СанПиН
2.1.7.573-96 «Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков
для орошения и удобрения» и российском ГОСТ Р 17.4.3.07-2001 «Допустимые
концентрации тяжелых металлов в стабилизированных илах при наземном
применении» содержатся дополнительные подробные спецификации, и по мере
необходимости необходимо проводить обсуждения. В соответствии с ПСД, на
территории КОС будет предоставлена лаборатория для тестирования и проведения
мониторинга качества притоков и стоков.
130. Национальная политика и программы по гендерным вопросам и
развитию. Правительством КР приняты НПА, устанавливающие и продвигающие
равные права и возможности для мужчин и женщин, запрещающие дискриминацию по
признаку пола, например: Закон «О государственных гарантиях равных прав и равных
возможностей для мужчин и женщин» (2008 г.) и Конституция КР (изменена в 2021г.).
Кыргызская Республика ратифицировала несколько важных международных
конвенций по правам человека и гендерному равенству. К ним относятся Конвенция о
ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) от 10 февраля
1997 г. и Факультативный протокол к КЛДЖ (ФП-КЛДЖ) от 22 июня 2002 г. В 2000 г.
страна представила свой первый доклад об осуществлении Конвенции КЛДЖ в
Комитет КЛДЖ. В 2012 году была принята национальная стратегия по обеспечению
гендерного равенства на период до 2020 года, а также создан Национальный совет по
гендерному развитию. Этот Совет, созданный в 2012 году, возглавляет заместитель
Председателя Кабинета министров КР, а консультативный орган состоит из
министров, заместителей министров и глав провинций. Реализация гендерной
политики координируется отделом по гендерным вопросам Министерства по делам
127. Существующие КОС не имеют активной биологической очистки, и сточные воды
сбрасываются со всеми загрязняющими веществами. Как уже было сказано,
утвержденная СЗЗ для Чолпон-Атинской очистной станции сточных вод находится в
100 м от центра участка, на который возводится объект. Об этом говорится в письме
СЭР Минздрава: «Согласно расчетным данным, размер СЗЗ может быть установлен
на расстоянии до 100 м от центра участка». Основным критерием при установлении
СЗЗ размером 70–100 м было обеспечение предельно допустимых концентраций
(ПДК) H₂S (сероводорода), NH₂ (аммиака), CH₂ (метана), CH₂SH (метилмеркаптана) на
уровне, утвержденном в Заключении Минздрава. По словам эксперта, разработавшего
проект СЗЗ для Чолпон-Атинской КОС, и после проверки в Google Earth, границы СЗЗ
будут находиться на территории КОС. Ближайшие жилые дома находятся на
расстоянии более 100 м от центра участка.
128. Использование сточных вод и их осадков в сельском хозяйстве. В КР
разрешается использование сточных вод и их осадков, обрабатываемых КОС, в
сельском хозяйстве, но в обязательном порядке должны проводится программы
испытаний Государственной службой экологической и технической безопасности при
МПРЭТН КР (Госэкотехинспекция) и Государственной санитарно-эпидемиологической
станцией Министерства здравоохранения (МЗ) в г.Чолпон-Ата.
129. Места использования сточных вод и их осадков должны проходить испытания
согласно различным графикам работы, определенным в Приказа по проведению
санитарно-гельминтологических исследований, МЗ КР, январь 2011 г. Ожидается, что
предлагаемый новый КОС будет вырабатывать до тысячи кг осадков в день. На основе
метода «IFAS», и путем хлорирования (при необходимости), длительного хранения и
обезвоживания, осадки преобразуются в улучшитель качества почвы (удобрение) или
вспомогательное вещество для почв без запаха. Для обеспечения законности таких
мер, МП «Водоканал» должно запросить проведение испытаний осадков в
соответствии с инструкциями, определенными выше, и провести их в четырем
различным направлениям, а именно: населенные пункты (полив зеленых угодий),
естественные водотоки, орошаемые поля и пруды-накопителя. Кроме того, в СанПиН
2.1.7.573-96 «Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков
для орошения и удобрения» и российском ГОСТ Р 17.4.3.07-2001 «Допустимые
концентрации тяжелых металлов в стабилизированных илах при наземном
применении» содержатся дополнительные подробные спецификации, и по мере
необходимости необходимо проводить обсуждения. В соответствии с ПСД, на
территории КОС будет предоставлена лаборатория для тестирования и проведения
мониторинга качества притоков и стоков.
130. Национальная политика и программы по гендерным вопросам и
развитию. Правительством КР приняты НПА, устанавливающие и продвигающие
равные права и возможности для мужчин и женщин, запрещающие дискриминацию по
признаку пола, например: Закон «О государственных гарантиях равных прав и равных
возможностей для мужчин и женщин» (2008 г.) и Конституция КР (изменена в 2021г.).
Кыргызская Республика ратифицировала несколько важных международных
конвенций по правам человека и гендерному равенству. К ним относятся Конвенция о
ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) от 10 февраля
1997 г. и Факультативный протокол к КЛДЖ (ФП-КЛДЖ) от 22 июня 2002 г. В 2000 г.
страна представила свой первый доклад об осуществлении Конвенции КЛДЖ в
Комитет КЛДЖ. В 2012 году была принята национальная стратегия по обеспечению
гендерного равенства на период до 2020 года, а также создан Национальный совет по
гендерному развитию. Этот Совет, созданный в 2012 году, возглавляет заместитель
Председателя Кабинета министров КР, а консультативный орган состоит из
министров, заместителей министров и глав провинций. Реализация гендерной
политики координируется отделом по гендерным вопросам Министерства по делам
38
молодежи, труда и занятости. Национальный статистический комитет разрабатывает
и публикует гендерную статистику, в том числе годовой отчет «Женщины и мужчины в
Кыргызской Республике».
3. Политика и институциональные рамки
131. Государственные органы по охране окружающей среды. МПРЭТН КР несет
основную ответственность за рациональное природопользование в КР. Министерство
в своей деятельности руководствуется Законом КР «Об охране окружающей среды»
(1999 г.). Основными задачами МПРЭТН КР являются:
▪ разработка и реализация основополагающих направлений в области охраны
окружающей среды и биоразнообразия, лесных экосистем и особо охраняемых
природных территорий;
▪ обеспечение рационального использования природных ресурсов, вопросы
устойчивого развития и внедрения механизмов охраны окружающей среды;
▪ разработка законодательства в сфере охраны окружающей среды.
132. Департамент государственного регулирования в сфере охраны окружающей
среды при МПРЭТН КР отвечает за рассмотрение документов и проведения
экологической экспертизы проектов национального значения. Рассмотрение и
утверждение менее значимых проектов передается на исполнение областным
управлениям Департамента. В 5. представлена организационная структура МПРЭТН
КР.
133. В МПРЭТН КР два департамента, отвечающих за управление окружающей
средой на озере Иссык-Куль. Это Иссык-Кульское территориальное управление
охраны окружающей среды (ИТУООС) в городе Каракол, Генеральная дирекция
Иссык-Кульского биосферного заповедника (ГД ИБЗ) в г.Балыкчи и экоцентр в
г.Чолпон-Ата.
134. Несмотря на то, что указанные два Департаменте обладают разными
мандатами, однако также отмечается дублирование функций. ИТУООС отвечает за
мониторинг производителей отходов на предмет соблюдения природоохранного
законодательства и обеспечение экологической составляющей утверждений проектов
и экологической экспертизы (государственная экологическая экспертиза) при
рассмотрении проектов на областном уровне. В зависимости от степени
предполагаемого воздействия на окружающую среду, Министерство и/или
Территориальное управление отвечают соответственно за осуществление
экологический мониторинга и защиту окружающей среды. Лаборатория ИТУООС
проводит периодический мониторинг качества воды в озере Иссык-Куль и впадающих
в него реках. ИТУООС передано соответствующее лабораторное оборудование, а
сотрудники прошли обучение в рамках 1 Фазы Проекта «Устойчивое развитие Иссык-
Куля».
135. ИТУООС обладает полномочиями по управлению и охране окружающей среды
и вопросами устойчивого развития в Иссык-Кульском биосферном заповеднике,
которые включают в себя все предполагаемые объекты деятельности Проекта.
Деятельность Управления охватывает вопросы повышения осведомленности,
проведение научных исследований и осуществление природоохранной деятельности.
ИТУООС финансируется из государственного бюджета и других источников и с 2005
года перешел на хозрасчет.
молодежи, труда и занятости. Национальный статистический комитет разрабатывает
и публикует гендерную статистику, в том числе годовой отчет «Женщины и мужчины в
Кыргызской Республике».
3. Политика и институциональные рамки
131. Государственные органы по охране окружающей среды. МПРЭТН КР несет
основную ответственность за рациональное природопользование в КР. Министерство
в своей деятельности руководствуется Законом КР «Об охране окружающей среды»
(1999 г.). Основными задачами МПРЭТН КР являются:
▪ разработка и реализация основополагающих направлений в области охраны
окружающей среды и биоразнообразия, лесных экосистем и особо охраняемых
природных территорий;
▪ обеспечение рационального использования природных ресурсов, вопросы
устойчивого развития и внедрения механизмов охраны окружающей среды;
▪ разработка законодательства в сфере охраны окружающей среды.
132. Департамент государственного регулирования в сфере охраны окружающей
среды при МПРЭТН КР отвечает за рассмотрение документов и проведения
экологической экспертизы проектов национального значения. Рассмотрение и
утверждение менее значимых проектов передается на исполнение областным
управлениям Департамента. В 5. представлена организационная структура МПРЭТН
КР.
133. В МПРЭТН КР два департамента, отвечающих за управление окружающей
средой на озере Иссык-Куль. Это Иссык-Кульское территориальное управление
охраны окружающей среды (ИТУООС) в городе Каракол, Генеральная дирекция
Иссык-Кульского биосферного заповедника (ГД ИБЗ) в г.Балыкчи и экоцентр в
г.Чолпон-Ата.
134. Несмотря на то, что указанные два Департаменте обладают разными
мандатами, однако также отмечается дублирование функций. ИТУООС отвечает за
мониторинг производителей отходов на предмет соблюдения природоохранного
законодательства и обеспечение экологической составляющей утверждений проектов
и экологической экспертизы (государственная экологическая экспертиза) при
рассмотрении проектов на областном уровне. В зависимости от степени
предполагаемого воздействия на окружающую среду, Министерство и/или
Территориальное управление отвечают соответственно за осуществление
экологический мониторинга и защиту окружающей среды. Лаборатория ИТУООС
проводит периодический мониторинг качества воды в озере Иссык-Куль и впадающих
в него реках. ИТУООС передано соответствующее лабораторное оборудование, а
сотрудники прошли обучение в рамках 1 Фазы Проекта «Устойчивое развитие Иссык-
Куля».
135. ИТУООС обладает полномочиями по управлению и охране окружающей среды
и вопросами устойчивого развития в Иссык-Кульском биосферном заповеднике,
которые включают в себя все предполагаемые объекты деятельности Проекта.
Деятельность Управления охватывает вопросы повышения осведомленности,
проведение научных исследований и осуществление природоохранной деятельности.
ИТУООС финансируется из государственного бюджета и других источников и с 2005
года перешел на хозрасчет.
39
МПРЭТН
Центральный аппарат
• Управление международного
сотрудничества
• Управление регулирования
промышленной безопасности
• Управление политики в области
недропользования
• Управление экспертно-разрешительной и
лицензионной документации
• Управление нормативно-правового
обеспечения
• Финансово-экономическое управление
• Управление государственной
экологической экспертизы
• Управление биоресурсов
• Управление цифровизации,
геоинформационных систем и земельных
ресурсов
• Управление аналитики и планирования
• Отдел документационного обеспечения
• Отдел кадров
• Офис по управлению отходами
• Управление по охране воздуха
• Управление климатической политики
• Режимный сектор
• Сектор внутренних расследований
• Пресс-служба
• Уполномоченный по предупреждению
коррупции
Отдельные юридические лица
• Государственное предприятие
«Кыргызгеология»
• Государственное предприятие
«Центральная лаборатория»
Региональные управления Министерства
• Таласское областное управление
• Бишкекское областное управление
• Иссык-Кульское областное управление
• Баткенское областное управление
• Чуйское областное управление
• Нарынское областное управление
• Джалал-Абадское областное управление
• Ошское областное управление
Подведомственные подразделения
• Государственная служба экологического
и технического надзора (ГСЭТН) при
МПРЭТН КР
o Таласское территориальное
управление ГСЭТН
o Бишкекское территориальное
управление ГСЭТН
o Иссык-Кульское территориальное
управление ГСЭТН
o Баткенское территориальное
управление ГСЭТН
o Чуйское территориальное управление
ГСЭТН
o Нарынское территориальное
управление ГСЭТН
БДжалал-Абадское территориальное
управление ГСЭТН
o Ошское территориальное управление
ГСЭТН
• Кыргызская геологическая служба
• Департамент государственного
регулирования в сфере охраны
окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности
• Департамент мониторинга окружающей
среды
o Лаборатории экологического
мониторинга в Бишкеке, Оше, Иссык-
Куле
• Департамент сохранения биологического
разнообразия и особо охраняемых
природных территорий
o Управление Иссык-Кульской
биосферной территории
o Государственные природные
заповедники
o Государственные природные парки
• Озоновый центр
• Общественный фонд «Фонд развития
природы»
• Межотраслевой учебный центр
Источник: веб-сайт МПРЭТН, https://mnr.gov.kg/en/page/o-ministerstve, нормативно-правовые акты
(по состоянию на июнь 2025 г.)
Рисунок 5: Организационная структура МПРЭТН КР
136. Другие государственные органы, отвечающие за охрану окружающей среды
указаны в Таблица 14.
МПРЭТН
Центральный аппарат
• Управление международного
сотрудничества
• Управление регулирования
промышленной безопасности
• Управление политики в области
недропользования
• Управление экспертно-разрешительной и
лицензионной документации
• Управление нормативно-правового
обеспечения
• Финансово-экономическое управление
• Управление государственной
экологической экспертизы
• Управление биоресурсов
• Управление цифровизации,
геоинформационных систем и земельных
ресурсов
• Управление аналитики и планирования
• Отдел документационного обеспечения
• Отдел кадров
• Офис по управлению отходами
• Управление по охране воздуха
• Управление климатической политики
• Режимный сектор
• Сектор внутренних расследований
• Пресс-служба
• Уполномоченный по предупреждению
коррупции
Отдельные юридические лица
• Государственное предприятие
«Кыргызгеология»
• Государственное предприятие
«Центральная лаборатория»
Региональные управления Министерства
• Таласское областное управление
• Бишкекское областное управление
• Иссык-Кульское областное управление
• Баткенское областное управление
• Чуйское областное управление
• Нарынское областное управление
• Джалал-Абадское областное управление
• Ошское областное управление
Подведомственные подразделения
• Государственная служба экологического
и технического надзора (ГСЭТН) при
МПРЭТН КР
o Таласское территориальное
управление ГСЭТН
o Бишкекское территориальное
управление ГСЭТН
o Иссык-Кульское территориальное
управление ГСЭТН
o Баткенское территориальное
управление ГСЭТН
o Чуйское территориальное управление
ГСЭТН
o Нарынское территориальное
управление ГСЭТН
БДжалал-Абадское территориальное
управление ГСЭТН
o Ошское территориальное управление
ГСЭТН
• Кыргызская геологическая служба
• Департамент государственного
регулирования в сфере охраны
окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности
• Департамент мониторинга окружающей
среды
o Лаборатории экологического
мониторинга в Бишкеке, Оше, Иссык-
Куле
• Департамент сохранения биологического
разнообразия и особо охраняемых
природных территорий
o Управление Иссык-Кульской
биосферной территории
o Государственные природные
заповедники
o Государственные природные парки
• Озоновый центр
• Общественный фонд «Фонд развития
природы»
• Межотраслевой учебный центр
Источник: веб-сайт МПРЭТН, https://mnr.gov.kg/en/page/o-ministerstve, нормативно-правовые акты
(по состоянию на июнь 2025 г.)
Рисунок 5: Организационная структура МПРЭТН КР
136. Другие государственные органы, отвечающие за охрану окружающей среды
указаны в Таблица 14.
40
Таблица 14: Обязанности соответствующих государственных органов
Ведомство Круг обязанностей Отношение к
проекту
Государственная служба
по экологической и
технической безопасности
при МПРЭТН КР
(Госэкотехнадзор)
▪ Безопасность в области окружающей
среды, энергетики, промышленности,
строительства, труда, земли и
пожаротушения.
▪ Вопросы наложения штрафов за
незаконную утилизацию отходов и
мониторинг за мусорными
полигонами
Оценка
воздействия на
окружающую
среду
Министерство
здравоохранения КР
▪ Вопросы здравоохранения,
соблюдение норм содержания
загрязнителей в воздухе, воде и
пищевых продуктах, уровень шума и
вибрации
▪ Проводит санитарно-гигиенические и
противоэпидемические мероприятия;
вопросы улучшения условий труда и
отдых, профилактика заболеваний
Санитарно-
защитная зона
Министерство труда и
социального развития КР
(МТСР)
▪ Охрана труда и техника
безопасности
Охрана труда и
ТБ при
строительстве
и эксплуатации
Министерство по
чрезвычайным ситуациям
КР (МЧС)
▪ Реагирование на чрезвычайные
ситуации и стихийные бедствия
▪ Метеорологическое обслуживание и
мониторинг качества атмосферного
воздуха и воды
Мониторинг
качества
воздуха и воды
при
строительстве
и эксплуатации
Министерство сельского
хозяйства, пищевой
промышленности и
мелиорации КР
(Минсельхоз)
▪ Сельскохозяйственные и
пастбищные угодья
Использование
сточных вод и
их остатков на
сельхоз
угодьях
Государственный комитет
промышленности,
энергетики и минеральных
ресурсов КР (ГКПЭН)
▪ Разведка, регулирование, контроль и
охрана недр
Источник
строительного
материала
Государственное
агентство по регистрации
прав на недвижимое
имущество КР (Госрегистр)
▪ Земельный кадастр
▪ Систематическая регистрация
объектов недвижимости в городах и
айльных округах
Подтверждение
полномочия на
землю
Государственные
районные администрации
(ГРА)
▪ Переселение и приобретение земли,
общественные слушания и
раскрытие информации
Приобретение
земли под
проект
Органы местного
самоуправления (ОМСУ)
▪ Социальные вопросы, выделение
земель под складские помещения,
строительство асфальтовых заводов,
строительных городков и т.д.
Расположение
рабочих
городков
137. По состоянию на июнь 2025 г. вышеуказанные организационные структуры
остаются неизменёнными.
4. Требования к оценке воздействия на окружающую среду в КР
138. Проект подлежит экологической оценке в соответствии с требованиями КР и
АБР. Основной правовой экологической экспертизы в КР является Закон «Об охране
Таблица 14: Обязанности соответствующих государственных органов
Ведомство Круг обязанностей Отношение к
проекту
Государственная служба
по экологической и
технической безопасности
при МПРЭТН КР
(Госэкотехнадзор)
▪ Безопасность в области окружающей
среды, энергетики, промышленности,
строительства, труда, земли и
пожаротушения.
▪ Вопросы наложения штрафов за
незаконную утилизацию отходов и
мониторинг за мусорными
полигонами
Оценка
воздействия на
окружающую
среду
Министерство
здравоохранения КР
▪ Вопросы здравоохранения,
соблюдение норм содержания
загрязнителей в воздухе, воде и
пищевых продуктах, уровень шума и
вибрации
▪ Проводит санитарно-гигиенические и
противоэпидемические мероприятия;
вопросы улучшения условий труда и
отдых, профилактика заболеваний
Санитарно-
защитная зона
Министерство труда и
социального развития КР
(МТСР)
▪ Охрана труда и техника
безопасности
Охрана труда и
ТБ при
строительстве
и эксплуатации
Министерство по
чрезвычайным ситуациям
КР (МЧС)
▪ Реагирование на чрезвычайные
ситуации и стихийные бедствия
▪ Метеорологическое обслуживание и
мониторинг качества атмосферного
воздуха и воды
Мониторинг
качества
воздуха и воды
при
строительстве
и эксплуатации
Министерство сельского
хозяйства, пищевой
промышленности и
мелиорации КР
(Минсельхоз)
▪ Сельскохозяйственные и
пастбищные угодья
Использование
сточных вод и
их остатков на
сельхоз
угодьях
Государственный комитет
промышленности,
энергетики и минеральных
ресурсов КР (ГКПЭН)
▪ Разведка, регулирование, контроль и
охрана недр
Источник
строительного
материала
Государственное
агентство по регистрации
прав на недвижимое
имущество КР (Госрегистр)
▪ Земельный кадастр
▪ Систематическая регистрация
объектов недвижимости в городах и
айльных округах
Подтверждение
полномочия на
землю
Государственные
районные администрации
(ГРА)
▪ Переселение и приобретение земли,
общественные слушания и
раскрытие информации
Приобретение
земли под
проект
Органы местного
самоуправления (ОМСУ)
▪ Социальные вопросы, выделение
земель под складские помещения,
строительство асфальтовых заводов,
строительных городков и т.д.
Расположение
рабочих
городков
137. По состоянию на июнь 2025 г. вышеуказанные организационные структуры
остаются неизменёнными.
4. Требования к оценке воздействия на окружающую среду в КР
138. Проект подлежит экологической оценке в соответствии с требованиями КР и
АБР. Основной правовой экологической экспертизы в КР является Закон «Об охране
41
окружающей среды» от 1999г., который запрещает финансирование и реализацию
проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы
(ГЭЭ). Закон КР «О государственной экологической экспертизе» устанавливает
требования к подготовке ГЭЭ и содержит дополнительные инструкции. В КР также
является подписантом Орхусской конвенции, и дополнительных положений
Конвенции. Вместе с Законом КР «О государственной экологической экспертизе»
служат в качестве законодательной основы, в рамках которых необходимо участие
общественности в принятии экологических решений посредством процесса
общественной экологической экспертизы (ОЭЭ). В Таблица 15 представлены
основные законы КР в области экологической оценки.
Таблица 15: Основные НПА КР в области экологической оценки
Правовые инструменты Требования
Закон КР «Об охране окружающей среды» в
редакции 1999г. (с поправками 2002 г.,
2003г., 2004г., 2005г., 2009г., 2013г., 2014г.,
2015г., 2016г.)
Статья 17. Экологические требования к
размещению проектированию,
строительству, реконструкции, вводу в
эксплуатацию предприятий, сооружений и
других объектов
Статья 22. Охрана окружающей среды от
влияния вредных физических воздействий
Определяет политику и регулирует
правоотношения в сфере природопользования
и охраны окружающей среды в КР.
Определяет требования ОВОС.
Запрещается превышение предельно
допустимых норм по шуму, вибрации,
электромагнитным полям и другим вредным
физическим воздействиям на здоровье
человека и окружающую среду.
Закон КР «О государственной экологической
экспертизе» от 1999г. (с изменениями в
2003г., 2007г., 2015г.)
Статья 3. Объекты (объекты)
государственной экологической экспертизы
Статья 10: Оценка воздействия на
окружающую среду
Определяет Минприроды КР в качестве
основного уполномоченного государственного
органа, обладающего правом истребовать и
проводить ОВОС, и выдавать лицензии.
Уполномочен требовать проведение ГЭЭ в
отношении строительства, реконструкции,
расширения, технического перевооружения,
консервации и ликвидации объектов,
(сооружений).
Требует проведение ОВОС при подготовке
технико-экономических обоснований для:
- концепций, программ и планов отраслевого и
территориального социально-экономического
развития;
- схем комплексного использования и охраны
природных ресурсов;
- генеральных планов городов, населенных
мест и другой градостроительной
документации;
- нового строительства, реконструкции,
расширения и технического перевооружения.
Инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду в
Кыргызской Республике (1997 г.)
Регулирует подготовку подробных списков
проектов, требующих экологической оценки.
Инструкция о порядке проведения оценки
воздействия намечаемой хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду
(1999г.).
Согласно требованиям, документация по ОВОС
должна полностью отражать содержание
проекта и соответствовать указанным в ней
требованиям.
139. Экологический процесс. В КР существует определенный пошаговый порядок
прохождения оценки, начиная с подачи первоначальной заявки и получения
разрешений. Они представлены и описаны в Таблица 16.
Таблица 16: Экологическая оценка и процесс получения разрешений
окружающей среды» от 1999г., который запрещает финансирование и реализацию
проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы
(ГЭЭ). Закон КР «О государственной экологической экспертизе» устанавливает
требования к подготовке ГЭЭ и содержит дополнительные инструкции. В КР также
является подписантом Орхусской конвенции, и дополнительных положений
Конвенции. Вместе с Законом КР «О государственной экологической экспертизе»
служат в качестве законодательной основы, в рамках которых необходимо участие
общественности в принятии экологических решений посредством процесса
общественной экологической экспертизы (ОЭЭ). В Таблица 15 представлены
основные законы КР в области экологической оценки.
Таблица 15: Основные НПА КР в области экологической оценки
Правовые инструменты Требования
Закон КР «Об охране окружающей среды» в
редакции 1999г. (с поправками 2002 г.,
2003г., 2004г., 2005г., 2009г., 2013г., 2014г.,
2015г., 2016г.)
Статья 17. Экологические требования к
размещению проектированию,
строительству, реконструкции, вводу в
эксплуатацию предприятий, сооружений и
других объектов
Статья 22. Охрана окружающей среды от
влияния вредных физических воздействий
Определяет политику и регулирует
правоотношения в сфере природопользования
и охраны окружающей среды в КР.
Определяет требования ОВОС.
Запрещается превышение предельно
допустимых норм по шуму, вибрации,
электромагнитным полям и другим вредным
физическим воздействиям на здоровье
человека и окружающую среду.
Закон КР «О государственной экологической
экспертизе» от 1999г. (с изменениями в
2003г., 2007г., 2015г.)
Статья 3. Объекты (объекты)
государственной экологической экспертизы
Статья 10: Оценка воздействия на
окружающую среду
Определяет Минприроды КР в качестве
основного уполномоченного государственного
органа, обладающего правом истребовать и
проводить ОВОС, и выдавать лицензии.
Уполномочен требовать проведение ГЭЭ в
отношении строительства, реконструкции,
расширения, технического перевооружения,
консервации и ликвидации объектов,
(сооружений).
Требует проведение ОВОС при подготовке
технико-экономических обоснований для:
- концепций, программ и планов отраслевого и
территориального социально-экономического
развития;
- схем комплексного использования и охраны
природных ресурсов;
- генеральных планов городов, населенных
мест и другой градостроительной
документации;
- нового строительства, реконструкции,
расширения и технического перевооружения.
Инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду в
Кыргызской Республике (1997 г.)
Регулирует подготовку подробных списков
проектов, требующих экологической оценки.
Инструкция о порядке проведения оценки
воздействия намечаемой хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду
(1999г.).
Согласно требованиям, документация по ОВОС
должна полностью отражать содержание
проекта и соответствовать указанным в ней
требованиям.
139. Экологический процесс. В КР существует определенный пошаговый порядок
прохождения оценки, начиная с подачи первоначальной заявки и получения
разрешений. Они представлены и описаны в Таблица 16.
Таблица 16: Экологическая оценка и процесс получения разрешений
42
Шаги Действия
1 Инициатор проекта подает заявку в соответствующий орган местного самоуправления
(например, в мэрию города), этот орган направляет заявку в Госрегистр и
территориальное Управление охраны окружающей среды (Минприроды).
2 Госрегистр рассматривает вопросы землепользования и собственности на землю и
издает Приказ об отводе земли (ПОЗ)
Территориальное управление охраны окружающей среды (Минприроды) проводит
проверку ПОЗ на предмет охвата экологических проблем и сверяет проект со списком
типовых проектов, требующих автоматического проведения ОВОС в Инструкции по
процедурам проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской
Республике.
3 Пакет документов направляется в районное управление Государственного агентства
архитектуры, строительства и ЖКХ (Госархитектура).
Госархитектура проводит обсуждения с местными органами власти по вопросам
размещения и проектирования (например, пригодность земли, воздействие на
окружающую среду, здоровье населения, архитектура и ландшафт, пожароопасность,
наличие электричества и других услуг), а также консультируется с соответствующими
районными администрациями (ей).
4 В случае положительного заключения 1 Этапа экспертизы, Госрегистр выдает право
собственности на зарегистрированный земельный участок (согласно
Государственному акту) во временное пользование по целевому назначению.
5 Начинается разработка предварительных инженерных рабочих проектов, проводятся
геотехнические/геологические и другие изыскания, исследуется вопрос оказания
услуг.
6 Проекты рассматриваются Госархитектурой
7 Проведение ОВОС требуется для всех проектов по реконструкции /строительству
очистных сооружений. Инициирующий орган проекта подает заявку в Минприроды на
предмет проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), который
подкрепляется Акт о воздействии на окружающую среду, утверждение Госрегистром,
Госархитектурой и другими местными органами власти и Заключение общественной
экологической экспертизы (ОЭЭ), в случае ее проведения.
8 Минприроды назначает Государственную экологическую экспертизу и инициирует
процесс ГЭЭ. Проект может быть одобрен, отклонен или отправлен на повторную
экспертизу.
9 В случае положительного заключения по ГЭЭ соответствующее территориальное
управление Госархитектуры выдает Разрешение на строительство.
10 Соответствующее территориальное управление Госархитектуры рассматривает
окончательные проекты (с внесенными в ходе строительства изменениями) и при
отсутствии возражений выдает Разрешение на эксплуатацию.
11 Территориальное (областное) управление охраны окружающей среды проводит
проверки и мониторинг воздействия на окружающую среду в период эксплуатации.
Примечание:
▪ ГЭЭ должна быть подготовлена лицензированным и сертифицированным
специалистом по ОВОС, нанятым инициатором проекта, и должен включать: (i)
описание проекта или намеченной деятельности; (ii) возможные альтернативы
проекту или намеченной деятельности; (iii) описание существующей среды; (iv)
виды и степень воздействия на окружающую среду и население; (v) возможные
изменения качества окружающей среды; (vi) описание социально-экономических
и экологических последствий; (vii) результаты общественных консультаций; (vii)
действия по предотвращению ущерба окружающей среде или снижению уровня
экологического риска.
▪ Инициатор в обязательном порядке проводит обсуждения с общественностью и
должен включить результаты в ЗВОС. Кроме того, проект также может пройти
независимую общественную экологическую экспертизу (ОЭЭ). ОЭЭ может быть
инициирован гражданами, местными администрациями или общественными
объединениями и предназначен для информирования заинтересованных лиц о
предлагаемом проекте, выявления возможных неблагоприятных экологических и
социальных последствий, а также поиска решений по предотвращению или
ограничению неблагоприятных воздействий. Процесс ОЭЭ может проходить в
Шаги Действия
1 Инициатор проекта подает заявку в соответствующий орган местного самоуправления
(например, в мэрию города), этот орган направляет заявку в Госрегистр и
территориальное Управление охраны окружающей среды (Минприроды).
2 Госрегистр рассматривает вопросы землепользования и собственности на землю и
издает Приказ об отводе земли (ПОЗ)
Территориальное управление охраны окружающей среды (Минприроды) проводит
проверку ПОЗ на предмет охвата экологических проблем и сверяет проект со списком
типовых проектов, требующих автоматического проведения ОВОС в Инструкции по
процедурам проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской
Республике.
3 Пакет документов направляется в районное управление Государственного агентства
архитектуры, строительства и ЖКХ (Госархитектура).
Госархитектура проводит обсуждения с местными органами власти по вопросам
размещения и проектирования (например, пригодность земли, воздействие на
окружающую среду, здоровье населения, архитектура и ландшафт, пожароопасность,
наличие электричества и других услуг), а также консультируется с соответствующими
районными администрациями (ей).
4 В случае положительного заключения 1 Этапа экспертизы, Госрегистр выдает право
собственности на зарегистрированный земельный участок (согласно
Государственному акту) во временное пользование по целевому назначению.
5 Начинается разработка предварительных инженерных рабочих проектов, проводятся
геотехнические/геологические и другие изыскания, исследуется вопрос оказания
услуг.
6 Проекты рассматриваются Госархитектурой
7 Проведение ОВОС требуется для всех проектов по реконструкции /строительству
очистных сооружений. Инициирующий орган проекта подает заявку в Минприроды на
предмет проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), который
подкрепляется Акт о воздействии на окружающую среду, утверждение Госрегистром,
Госархитектурой и другими местными органами власти и Заключение общественной
экологической экспертизы (ОЭЭ), в случае ее проведения.
8 Минприроды назначает Государственную экологическую экспертизу и инициирует
процесс ГЭЭ. Проект может быть одобрен, отклонен или отправлен на повторную
экспертизу.
9 В случае положительного заключения по ГЭЭ соответствующее территориальное
управление Госархитектуры выдает Разрешение на строительство.
10 Соответствующее территориальное управление Госархитектуры рассматривает
окончательные проекты (с внесенными в ходе строительства изменениями) и при
отсутствии возражений выдает Разрешение на эксплуатацию.
11 Территориальное (областное) управление охраны окружающей среды проводит
проверки и мониторинг воздействия на окружающую среду в период эксплуатации.
Примечание:
▪ ГЭЭ должна быть подготовлена лицензированным и сертифицированным
специалистом по ОВОС, нанятым инициатором проекта, и должен включать: (i)
описание проекта или намеченной деятельности; (ii) возможные альтернативы
проекту или намеченной деятельности; (iii) описание существующей среды; (iv)
виды и степень воздействия на окружающую среду и население; (v) возможные
изменения качества окружающей среды; (vi) описание социально-экономических
и экологических последствий; (vii) результаты общественных консультаций; (vii)
действия по предотвращению ущерба окружающей среде или снижению уровня
экологического риска.
▪ Инициатор в обязательном порядке проводит обсуждения с общественностью и
должен включить результаты в ЗВОС. Кроме того, проект также может пройти
независимую общественную экологическую экспертизу (ОЭЭ). ОЭЭ может быть
инициирован гражданами, местными администрациями или общественными
объединениями и предназначен для информирования заинтересованных лиц о
предлагаемом проекте, выявления возможных неблагоприятных экологических и
социальных последствий, а также поиска решений по предотвращению или
ограничению неблагоприятных воздействий. Процесс ОЭЭ может проходить в


