icon__chevron-right icon__clock icon__file icon__log-out.svg icon__map-pin icon__phone icon__plus icon__search Ресурс 1 Ресурс 2

Проект «Экологическое управление озером Иссык-Куль и устойчивое развитие туризма»

35
Конвенция
Принята /
вступила в силу
Подписано КР (год) Озоновые задачи
использование всех
водно-болотных
угодий посредством
местных и
национальных
действий и
международного
сотрудничества для
достижения
устойчивого развития

Базельская конвенция
1989/1992 1996 Регулирование,
сокращение и
ограничение
трансграничного
перемещения
опасных отходов.

Стокгольмская конвенция
о стойких органических
загрязнителях

2001/2004
2003 Устранение или
ограничение
производства
загрязняющих
веществ. и
использование
стойких органических
загрязнителей

Роттердамская
конвенция о процедуре
предварительного
обоснованного согласия
в отношении отдельных
опасных химических
веществ и пестицидов в
международной торговле

2004
1999 Продвижение
коллективной
ответственности в
отношении импорта
отдельных опасных
химических веществ.

121. Охраняемые территории. В законодательстве КР предусмотрены четыре
класса охраняемых территорий национального значения, а именно:

Государственные природные заповедники, в которых запрещена любая
хозяйственная или иная деятельность, нарушающая природную среду;

Природные парки, в которых режим охраны (заповедник, рекреационная зона
и т.д.) зависит от его природоохранной и экологической уязвимости.

Памятники природы и геологические заповедники, доступ к которым
разрешен, хотя некоторые виды деятельности (например, кемпинг,
разведение костров и т. д.) могут быть запрещены.

Заповедники, которые создаются для защиты отдельных компонентов на
большей территории (например, лесные заповедники, зоологические
заповедники).

122. На территории Иссык-Кульской области имеются примеры большинства
вышеупомянутых национальных типов охраняемых территорий, а также две
охраняемые территории международного уровня: Иссык-Кульское Рамсарское угодье
и Иссык-Кульский биосферный заповедник (ИБЗ).

123. Биосферная территория Иссык-Куля (БТИ) и препятствия в развитии
Иссык-Куля. БТИ охватывает всю территорию Иссык-Кульской области. Хартия
ЮНЕСКО исходя из физико-экологических условий и разрешенных видов
землепользования определяет только тип освоения, разрешенный в каждой из зон
(основная, санитарная, переходная и реабилитационная зона).
36
124. На Рис. 4 показано зональное деление Иссык-Кульской биосферной
территории на основе Комплексного плана развития Иссык-Кульской зоны. Участок
КОС и планируемые канализационные сети расположены в пределах
реабилитационной зоны, что было подтверждено Генеральной Дирекцией ИБЗ. На
сегодняшний день, ГД БТИ проводит ревизию зон биосферной территории, работа еще
не завершена. Точная карта с указанием границ различных зон еще не подготовлена.
Вопросы в развития ИК регулируется Постановлением Правительства КР за № 271 от
июля 1995 г. В Положении о водоохранных зонах озер, рек и каналов указываются
препятствия в развитии в зависимости от вида землепользования, типа водного
объекта и объема удерживаемой воды. Для Иссык-Куля, с приблизительным объемом
воды 1738 км3, юридическим препятствием является запрет на осуществление любой
сельскохозяйственной деятельности в 500 м и 100 м для развития коммерческого
туризма, как например, строительство гостиниц и гостевых дома. В Положении
имеются неточности, дублирование и неточности при определении границ.

Рисунок
4: Разделение Иссык-Кульской биосферной территории на зоны
125. Санитарно-защитная зона. Действующие санитарно-эпидемиологические
нормы и правила, «санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
сооружений, предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.11.006-03)
требуют создания санитарно-защитных зон (СЗЗ) вокруг КОС и насосных станций в
целях для защиты населения в первую очередь от воздействия загрязняющих веществ
в воздухе. Согласно таблице. Приложения 3 СанПиН КР «Санитарно-защитные зоны
и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»,
утвержденного постановлением Правительства КР от 11 апреля 2016 года № 201 «Об
утверждении нормативных правовых актов в сфере общественного
здравоохранения», СЗЗ с расчетной производительностью КОС более 5 и до 50 тыс.
м3/сут составляет 400 м2.

126. Департамент профилактики заболеваний и санитарно-эпидемиологического
надзора при Министерстве здравоохранения КР выдал разрешение на СЗЗ для
Чолпон-Атинского КОС в декабре 2019 года. Согласно этому разрешению, СЗЗ
станции КОС находится на расстоянии 100 м от центра станции и входит в ее границы.
37
127. Существующие КОС не имеют активной биологической очистки, и сточные воды
сбрасываются со всеми загрязняющими веществами. Как уже было сказано,
утвержденная СЗЗ для Чолпон-Атинской очистной станции сточных вод находится в
100 м от центра участка, на который возводится объект. Об этом говорится в письме
СЭР Минздрава: «Согласно расчетным данным, размер СЗЗ может быть установлен
на расстоянии до 100 м от центра участка». Основным критерием при установлении
СЗЗ размером 70100 м было обеспечение предельно допустимых концентраций
(ПДК) HS (сероводорода), NH (аммиака), CH (метана), CHSH (метилмеркаптана) на
уровне, утвержденном в Заключении Минздрава. По словам эксперта, разработавшего
проект СЗЗ для Чолпон-Атинской КОС, и после проверки в Google Earth, границы СЗЗ
будут находиться на территории КОС. Ближайшие жилые дома находятся на
расстоянии более 100 м от центра участка.

128. Использование сточных вод и их осадков в сельском хозяйстве. В КР
разрешается использование сточных вод и их осадков, обрабатываемых КОС, в
сельском хозяйстве, но в обязательном порядке должны проводится программы
испытаний Государственной службой экологической и технической безопасности при
МПРЭТН КР (Госэкотехинспекция) и Государственной санитарно-эпидемиологической
станцией Министерства здравоохранения (МЗ) в г.Чолпон-Ата.

129. Места использования сточных вод и их осадков должны проходить испытания
согласно различным графикам работы, определенным в Приказа по проведению
санитарно-гельминтологических исследований, МЗ КР, январь 2011 г. Ожидается, что
предлагаемый новый КОС будет вырабатывать до тысячи кг осадков в день. На основе
метода «IFAS», и путем хлорирования (при необходимости), длительного хранения и
обезвоживания, осадки преобразуются в улучшитель качества почвы (удобрение) или
вспомогательное вещество для почв без запаха. Для обеспечения законности таких
мер, МП «Водоканал» должно запросить проведение испытаний осадков в
соответствии с инструкциями, определенными выше, и провести их в четырем
различным направлениям, а именно: населенные пункты (полив зеленых угодий),
естественные водотоки, орошаемые поля и пруды-накопителя. Кроме того, в СанПиН
2.1.7.573-96 «Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков
для орошения и удобрения» и российском ГОСТ Р 17.4.3.07-2001 «Допустимые
концентрации тяжелых металлов в стабилизированных илах при наземном
применении» содержатся дополнительные подробные спецификации, и по мере
необходимости необходимо проводить обсуждения. В соответствии с ПСД, на
территории КОС будет предоставлена лаборатория для тестирования и проведения
мониторинга качества притоков и стоков.

130. Национальная политика и программы по гендерным вопросам и
развитию. Правительством КР приняты НПА, устанавливающие и продвигающие
равные права и возможности для мужчин и женщин, запрещающие дискриминацию по
признаку пола, например: Закон «О государственных гарантиях равных прав и равных
возможностей для мужчин и женщин» (2008 г.) и Конституция КР (изменена в 2021г.).
Кыргызская Республика ратифицировала несколько важных международных
конвенций по правам человека и гендерному равенству. К ним относятся Конвенция о
ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) от 10 февраля
1997 г. и Факультативный протокол к КЛДЖ (ФП-КЛДЖ) от 22 июня 2002 г. В 2000 г.
страна представила свой первый доклад об осуществлении Конвенции КЛДЖ в
Комитет КЛДЖ. В 2012 году была принята национальная стратегия по обеспечению
гендерного равенства на период до 2020 года, а также создан Национальный совет по
гендерному развитию. Этот Совет, созданный в 2012 году, возглавляет заместитель
Председателя Кабинета министров КР, а консультативный орган состоит из
министров, заместителей министров и глав провинций. Реализация гендерной
политики координируется отделом по гендерным вопросам Министерства по делам
38
молодежи, труда и занятости. Национальный статистический комитет разрабатывает
и публикует гендерную статистику, в том числе годовой отчет «Женщины и мужчины в
Кыргызской Республике».

3. Политика и институциональные рамки

131. Государственные органы по охране окружающей среды. МПРЭТН КР несет
основную ответственность за рациональное природопользование в КР. Министерство
в своей деятельности руководствуется Законом КР «Об охране окружающей среды»
(1999 г.). Основными задачами МПРЭТН КР являются:

разработка и реализация основополагающих направлений в области охраны
окружающей среды и биоразнообразия, лесных экосистем и особо охраняемых
природных территорий;

обеспечение рационального использования природных ресурсов, вопросы
устойчивого развития и внедрения механизмов охраны окружающей среды;

разработка законодательства в сфере охраны окружающей среды.

132. Департамент государственного регулирования в сфере охраны окружающей
среды при МПРЭТН КР отвечает за рассмотрение документов и проведения
экологической экспертизы проектов национального значения. Рассмотрение и
утверждение менее значимых проектов передается на исполнение областным
управлениям Департамента. В 5. представлена организационная структура МПРЭТН
КР.

133. В МПРЭТН КР два департамента, отвечающих за управление окружающей
средой на озере Иссык-Куль. Это Иссык-Кульское территориальное управление
охраны окружающей среды (ИТУООС) в городе Каракол, Генеральная дирекция
Иссык-Кульского биосферного заповедника (ГД ИБЗ) в г.Балыкчи и экоцентр в
г.Чолпон-Ата.

134. Несмотря на то, что указанные два Департаменте обладают разными
мандатами, однако также отмечается дублирование функций. ИТУООС отвечает за
мониторинг производителей отходов на предмет соблюдения природоохранного
законодательства и обеспечение экологической составляющей утверждений проектов
и экологической экспертизы (государственная экологическая экспертиза) при
рассмотрении проектов на областном уровне. В зависимости от степени
предполагаемого воздействия на окружающую среду, Министерство и/или
Территориальное управление отвечают соответственно за осуществление
экологический мониторинга и защиту окружающей среды. Лаборатория ИТУООС
проводит периодический мониторинг качества воды в озере Иссык-Куль и впадающих
в него реках. ИТУООС передано соответствующее лабораторное оборудование, а
сотрудники прошли обучение в рамках 1 Фазы Проекта «Устойчивое развитие Иссык-
Куля».

135. ИТУООС обладает полномочиями по управлению и охране окружающей среды
и вопросами устойчивого развития в Иссык-Кульском биосферном заповеднике,
которые включают в себя все предполагаемые объекты деятельности Проекта.
Деятельность Управления охватывает вопросы повышения осведомленности,
проведение научных исследований и осуществление природоохранной деятельности.
ИТУООС финансируется из государственного бюджета и других источников и с 2005
года перешел на хозрасчет.
39
МПРЭТН

Центральный аппарат

Управление международного
сотрудничества

Управление регулирования
промышленной безопасности

Управление политики в области
недропользования

Управление экспертно-разрешительной и
лицензионной документации

Управление нормативно-правового
обеспечения

Финансово-экономическое управление

Управление государственной
экологической экспертизы

Управление биоресурсов

Управление цифровизации,
геоинформационных систем и земельных
ресурсов

Управление аналитики и планирования

Отдел документационного обеспечения

Отдел кадров

Офис по управлению отходами

Управление по охране воздуха

Управление климатической политики

Режимный сектор

Сектор внутренних расследований

Пресс-служба

Уполномоченный по предупреждению
коррупции

Отдельные юридические лица

Государственное предприятие
«Кыргызгеология»

Государственное предприятие
«Центральная лаборатория»

Региональные управления Министерства

Таласское областное управление

Бишкекское областное управление

Иссык-Кульское областное управление

Баткенское областное управление

Чуйское областное управление

Нарынское областное управление

Джалал-Абадское областное управление

Ошское областное управление

Подведомственные подразделения

Государственная служба экологического
и технического надзора (ГСЭТН) при
МПРЭТН КР

o Таласское территориальное
управление ГСЭТН

o Бишкекское территориальное
управление ГСЭТН

o Иссык-Кульское территориальное
управление ГСЭТН

o Баткенское территориальное
управление ГСЭТН

o Чуйское территориальное управление
ГСЭТН

o Нарынское территориальное
управление ГСЭТН

БДжалал-Абадское территориальное
управление ГСЭТН

o Ошское территориальное управление
ГСЭТН

Кыргызская геологическая служба

Департамент государственного
регулирования в сфере охраны
окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности

Департамент мониторинга окружающей
среды

o Лаборатории экологического
мониторинга в Бишкеке, Оше, Иссык-
Куле

Департамент сохранения биологического
разнообразия и особо охраняемых
природных территорий

o Управление Иссык-Кульской
биосферной территории

o Государственные природные
заповедники

o Государственные природные парки

Озоновый центр

Общественный фонд «Фонд развития
природы»

Межотраслевой учебный центр

Источник: веб-сайт МПРЭТН,
https://mnr.gov.kg/en/page/o-ministerstve, нормативно-правовые акты
(по состоянию на июнь 2025 г.)

Рисунок 5: Организационная структура МПРЭТН КР

136. Другие государственные органы, отвечающие за охрану окружающей среды
указаны в
Таблица 14.
40
Таблица 14: Обязанности соответствующих государственных органов

Ведомство
Круг обязанностей Отношение к
проекту

Государственная служба
по экологической и
технической безопасности
при МПРЭТН КР

(Госэкотехнадзор)

Безопасность в области окружающей
среды, энергетики, промышленности,
строительства, труда, земли и
пожаротушения.

Вопросы наложения штрафов за
незаконную утилизацию отходов и
мониторинг за мусорными
полигонами

Оценка
воздействия на
окружающую
среду

Министерство
здравоохранения КР

Вопросы здравоохранения,
соблюдение норм содержания
загрязнителей в воздухе, воде и
пищевых продуктах, уровень шума и
вибрации

Проводит санитарно-гигиенические и
противоэпидемические мероприятия;
вопросы улучшения условий труда и
отдых, профилактика заболеваний

Санитарно-
защитная зона

Министерство труда и
социального развития КР
(МТСР)

Охрана труда и техника
безопасности

Охрана труда и
ТБ при
строительстве
и эксплуатации

Министерство по
чрезвычайным ситуациям
КР (МЧС)

Реагирование на чрезвычайные
ситуации и стихийные бедствия

Метеорологическое обслуживание и
мониторинг качества атмосферного
воздуха и воды

Мониторинг
качества
воздуха и воды
при
строительстве
и эксплуатации

Министерство сельского
хозяйства, пищевой
промышленности и
мелиорации КР
(Минсельхоз)

Сельскохозяйственные и
пастбищные угодья

Использование
сточных вод и
их остатков на
сельхоз
угодьях

Государственный комитет
промышленности,
энергетики и минеральных
ресурсов КР (ГКПЭН)

Разведка, регулирование, контроль и
охрана недр

Источник
строительного
материала

Государственное
агентство по регистрации
прав на недвижимое
имущество КР (Госрегистр)

Земельный кадастр

Систематическая регистрация
объектов недвижимости в городах и
айльных округах

Подтверждение
полномочия на
землю

Государственные
районные администрации
(ГРА)

Переселение и приобретение земли,
общественные слушания и
раскрытие информации

Приобретение
земли под
проект

Органы местного
самоуправления (ОМСУ)

Социальные вопросы, выделение
земель под складские помещения,
строительство асфальтовых заводов,
строительных городков и т.д.

Расположение
рабочих
городков

137. По состоянию на июнь 2025 г. вышеуказанные организационные структуры
остаются неизменёнными.

4. Требования к оценке воздействия на окружающую среду в КР

138. Проект подлежит экологической оценке в соответствии с требованиями КР и
АБР. Основной правовой экологической экспертизы в КР является Закон «Об охране
41
окружающей среды» от 1999г., который запрещает финансирование и реализацию
проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы
(ГЭЭ). Закон КР «О государственной экологической экспертизе» устанавливает
требования к подготовке ГЭЭ и содержит дополнительные инструкции. В КР также
является подписантом Орхусской конвенции, и дополнительных положений
Конвенции. Вместе с Законом КР «О государственной экологической экспертизе»
служат в качестве законодательной основы, в рамках которых необходимо участие
общественности в принятии экологических решений посредством процесса
общественной экологической экспертизы (ОЭЭ). В Таблица 15 представлены
основные законы КР в области экологической оценки.

Таблица 15: Основные НПА КР в области экологической оценки

Правовые инструменты
Требования
Закон КР «Об охране окружающей среды» в
редакции 1999г. (с поправками 2002 г.,
2003г., 2004г., 2005г., 2009г., 2013г., 2014г.,
2015г., 2016г.)

Статья 17. Экологические требования к
размещению проектированию,
строительству, реконструкции, вводу в
эксплуатацию предприятий, сооружений и
других объектов

Статья 22. Охрана окружающей среды от
влияния вредных физических воздействий

Определяет политику и регулирует
правоотношения в сфере природопользования
и охраны окружающей среды в КР.

Определяет требования ОВОС.

Запрещается превышение предельно
допустимых норм по шуму, вибрации,
электромагнитным полям и другим вредным
физическим воздействиям на здоровье
человека и окружающую среду.

Закон КР «О государственной экологической
экспертизе» от 1999г. (с изменениями в
2003г., 2007г., 2015г.)

Статья 3. Объекты (объекты)
государственной экологической экспертизы

Статья 10: Оценка воздействия на
окружающую среду

Определяет Минприроды КР в качестве
основного уполномоченного государственного
органа, обладающего правом истребовать и
проводить ОВОС, и выдавать лицензии.

Уполномочен требовать проведение ГЭЭ в
отношении строительства, реконструкции,
расширения, технического перевооружения,
консервации и ликвидации объектов,
(сооружений).

Требует проведение ОВОС при подготовке
технико-экономических обоснований для:

- концепций, программ и планов отраслевого и
территориального социально-экономического
развития;

- схем комплексного использования и охраны
природных ресурсов;

- генеральных планов городов, населенных
мест и другой градостроительной
документации;

- нового строительства, реконструкции,
расширения и технического перевооружения.

Инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду в
Кыргызской Республике (1997 г.)

Регулирует подготовку подробных списков
проектов, требующих экологической оценки.

Инструкция о порядке проведения оценки
воздействия намечаемой хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду
(1999г.).

Согласно требованиям, документация по ОВОС
должна полностью отражать содержание
проекта и соответствовать указанным в ней
требованиям.

139. Экологический процесс. В КР существует определенный пошаговый порядок
прохождения оценки, начиная с подачи первоначальной заявки и получения
разрешений. Они представлены и описаны в
Таблица 16.
Таблица 16: Экологическая оценка и процесс получения разрешений

42
Шаги
Действия
1
Инициатор проекта подает заявку в соответствующий орган местного самоуправления
(например, в мэрию города), этот орган направляет заявку в Госрегистр и
территориальное Управление охраны окружающей среды (Минприроды).

2
Госрегистр рассматривает вопросы землепользования и собственности на землю и
издает Приказ об отводе земли (ПОЗ)

Территориальное управление охраны окружающей среды (Минприроды) проводит
проверку ПОЗ на предмет охвата экологических проблем и сверяет проект со списком
типовых проектов, требующих автоматического проведения ОВОС в Инструкции по
процедурам проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской
Республике.

3
Пакет документов направляется в районное управление Государственного агентства
архитектуры, строительства и ЖКХ (Госархитектура).

Госархитектура проводит обсуждения с местными органами власти по вопросам
размещения и проектирования (например, пригодность земли, воздействие на
окружающую среду, здоровье населения, архитектура и ландшафт, пожароопасность,
наличие электричества и других услуг), а также консультируется с соответствующими
районными администрациями (ей).

4
В случае положительного заключения 1 Этапа экспертизы, Госрегистр выдает право
собственности на зарегистрированный земельный участок (согласно
Государственному акту) во временное пользование по целевому назначению.

5
Начинается разработка предварительных инженерных рабочих проектов, проводятся
геотехнические/геологические и другие изыскания, исследуется вопрос оказания
услуг.

6
Проекты рассматриваются Госархитектурой
7
Проведение ОВОС требуется для всех проектов по реконструкции /строительству
очистных сооружений. Инициирующий орган проекта подает заявку в Минприроды на
предмет проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), который
подкрепляется Акт о воздействии на окружающую среду, утверждение Госрегистром,
Госархитектурой и другими местными органами власти и Заключение общественной
экологической экспертизы (ОЭЭ), в случае ее проведения.

8
Минприроды назначает Государственную экологическую экспертизу и инициирует
процесс ГЭЭ. Проект может быть одобрен, отклонен или отправлен на повторную
экспертизу.

9
В случае положительного заключения по ГЭЭ соответствующее территориальное
управление Госархитектуры выдает Разрешение на строительство.

10
Соответствующее территориальное управление Госархитектуры рассматривает
окончательные проекты (с внесенными в ходе строительства изменениями) и при
отсутствии возражений выдает Разрешение на эксплуатацию.

11
Территориальное (областное) управление охраны окружающей среды проводит
проверки и мониторинг воздействия на окружающую среду в период эксплуатации.

Примечание:

ГЭЭ должна быть подготовлена лицензированным и сертифицированным
специалистом по ОВОС, нанятым инициатором проекта, и должен включать: (i)
описание проекта или намеченной деятельности; (ii) возможные альтернативы
проекту или намеченной деятельности; (iii) описание существующей среды; (iv)
виды и степень воздействия на окружающую среду и население; (v) возможные
изменения качества окружающей среды; (vi) описание социально-экономических
и экологических последствий; (vii) результаты общественных консультаций; (vii)
действия по предотвращению ущерба окружающей среде или снижению уровня
экологического риска.

Инициатор в обязательном порядке проводит обсуждения с общественностью и
должен включить результаты в ЗВОС. Кроме того, проект также может пройти
независимую общественную экологическую экспертизу (ОЭЭ). ОЭЭ может быть
инициирован гражданами, местными администрациями или общественными
объединениями и предназначен для информирования заинтересованных лиц о
предлагаемом проекте, выявления возможных неблагоприятных экологических и
социальных последствий, а также поиска решений по предотвращению или
ограничению неблагоприятных воздействий. Процесс ОЭЭ может проходить в